ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзи́вное образова́ние (от англ. inclusive – включающий в себя), подход к организации образования, обеспечивающий равный доступ к образованию всех обучающихся, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и заключающийся в создании условий (материально-технических, учебных и кадровых) для обучения лиц, имеющих особенности физиологического или психического развития, наравне с другими обучающимися.
Конвенция ООН о правах инвалидов 2012 год (статья 24):
- Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (статья 2)
- Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями Принята в Саламанке, Испания, 10 июня 1994 г.
- Установка на инклюзивное образование;
- Инклюзия понимается широко и не сводится к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Используется определение «лица с особыми образовательными потребностями» в отличие от российского законодательства об образовании лиц с ОВЗ;
Отечественный опыт организации образования детей, имеющих проблемы в развитии, основывался на принципе обеспечения качественного специального коррекционного образования. С признанием и ратификацией международных документов в части создания условий для обеспечения доступности образования в РФ активно развивается инклюзивное образование.
Основные направления деятельности по развитию системы инклюзивного образования в вузах:
– организация и проведение междисциплинарных научных исследований по выявлению эффективных форм и стратегий обучения студентов с особыми образовательными потребностями;
– разработка нормативно- правовых оснований системы инклюзивного образования в высшей школе с учетом специфики конкретных образовательных организаций;
– разработка с учетом результатов научных исследований учебных, методических и учебно-методических изданий, в том числе электронных, создание банков учебных ресурсов для организации работы со студентами, имеющими особенности психофизического развития;
– профессиональная переподготовка административно-управленческого и профессорско- преподавательского состава организаций высшего образования для работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью;
– формирование корпоративной культуры, уклада организаций высшего образования с учетом принципа инклюзии.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основные задачи по обеспечению условий для качественного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
– сопровождение абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе довузовской подготовки;
– прием абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью согласно квоте особого права;
– организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов в соответствии с расписанием учебного процесса в условиях инклюзивного образования;
– социальное сопровождение, направленное на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включая, инвалидов, содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения;
– помощь в устранении специфических потребностей у различных категорий студентов с ограниченными возможностями здоровья, возникающих в процессе обучения в АНО ВО «Волгоградский институт бизнеса»;
– вовлечение студентов с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, в волонтерскую и физкультурно-спортивную деятельность в процессе обучения в АНО ВО «Волгоградский институт бизнеса»;
– оказание консультативных услуг по вопросам трудоустройства выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов.
Документы
- Конвенция о правах инвалидов
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
- Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Паспорт доступности
- Порядок действий специалиста по безопасности (СБ) по осуществлению пропускного режима инвалидов и ЛОВЗ
- Соглашение о сотрудничестве
Подготовлены к работе и прошли соответствующие курсы повышения квалификации следующие сотрудники Института:
- Ващенко Андрей Александрович, доктор экономических наук, доцент – Ректор АНО ВО “Волгоградский институт бизнеса”;
- Шамрай – Курбатова Лидия Викторовна, Кандидат экономических наук, Доцент, Проректор по учебной работе и управлению качеством АНО ВО “Волгоградский институт бизнеса”;
- Гвоздкова Ирина Николаевна – Зав. кафедрой Естественных наук и профессиональных коммуникаций к.п.н., доцент;
- Бутенко Александр Александрович – Зав. кафедрой частного и публичного права, к.ю.н., доцент;
- Чернявская Екатерина Юрьевна – Зав. кафедрой Финансово-экономических дисциплин, к.э.н., доцент;
- Орехова Татьяна Константиновна – Руководитель Центра по работе со студентами
- Кочетова Виктория Владимировна– Ведущий специалист по учебной работе;
- Бундина Лариса Николаевна – Специалист по работе со студентами
- Чечулина Лариса Александровна – Специалист по работе со студентами
- Молчанова Ирина Владимировна – Ведущий специалист по работе со студентами
- Михайлова Вероника Валерьевна – Ведущий специалист по дистанционному обучению
- Профессорско-преподавательский состав Института прошел соответствующие курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Ответственным сотрудником за прием инвалидов и за работу «горячей линии» – (8442) 52-55-53 является Ващенко Владислав Андреевич – руководитель Службы маркетинга и приема
В соответствии с п. 7 “Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса” (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) https://base.garant.ru/70680520/ электронные информационные образовательные ресурсы АНО ВО «Волгоградский институт бизнеса» адаптированы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Интерфейс и контент сайта Института отвечают потребностям наибольшего числа обучаемых, поскольку обладают универсальным дизайном. Разработана версия официального сайта АНО ВО «Волгоградский институт бизнеса» для слабовидящих
Образовательная информация, представленная в электронной информационно-образовательной системе Института, соответствует стандарту обеспечения доступности web-контента. Содержимое доступно для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.
Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Создаются текстовые версии нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей. Предусмотрена возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
Каждый обучающийся имеет доступ к Цифровому образовательному ресурсу IPR SMART на основании лицензионного договора №10284/23С от 01.06.2023 г.(договор с ООО «Ай Пи Эр Медиа»).
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которойимеется доступ к сети Интернет. Доступ к Цифровому образовательному ресурсу IPR SMART возможен для обучающихся также в зале учебно-научной библиотеки ВИБ, в каждой компьютерной аудитории вуза. С целью обеспечения доступа обучающихся к Цифровому образовательному ресурсу IPR SMART в любой точке в вузе создана зона WF.
В Цифровом образовательном ресурсе IPR SMART размещены учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.
В ЭБС включены издания за последние 10 лет (по гуманитарным, социальным, экономическим наукам за последние 5 лет). Контент Цифрового образовательного ресурса IPR SMART ежемесячно обновляется новыми электронными учебными и периодическими изданиями (в т.ч. ВАК). Обучающиеся Института имеют доступ к более чем к 160 тыс. изданий, из которых более 34 тыс. изданий— учебные издания.
Все учебники и дополнительная литература Цифровом образовательном ресурсе IPR SMART доступны всем обучающимся вуза онлайн 24 часа в сутки , удаленно через интернет (по выдаваемым библиотекой СКФУ логинам и паролям), в том числе с мобильных устройств (скачайте приложение IPRbooks Mobile Reader на App Store или Play Market).
Фонд учебно-научной библиотеки АНО ВО «Волгоградский институт бизнеса» содержит основную и дополнительную учебную, учебно-методическую, научную литературу, справочно-библиографические и периодические издания (в том числе и на электронных носителях)
ООО Компания «Ай Пи Ар Медиа» является разработчиком программ и адаптивных технологий для инклюзивного образования в целях обучения людей с нарушениями зрения: версии сайта ЭБС для слабовидящих, соответствующую ГОСТу 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», о чем соответствует экспертное заключение Всероссийского общества слепых; эксклюзивной программы невизуального доступа к информации WV-Reader IPRbooks для мобильных устройств, которая позволяет работать со специальными книгами без визуального контакта. Издания для этого приложения соответствуют профилям обучения, на которых могут обучаться слабовидящие и незрячие студенты, и соответствуют ФГОС ВО. Данная программа также одобрена экспертами.
Среди неоспоримых преимуществ ЭБС — быстрота и удобство поиска и фильтрации изданий, расширенный функционал, современные и удобные сервисы для пользователей, высокая адаптивность системы, внимательный подход к каждому читателю.
Адаптированные электронные образовательные ресурсы ЦИО
- Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф).
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (obrnadzor.gov.ru).
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru).
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).
- Информационный ресурс библиотеки образовательной организации (электронный каталог): http://catalog.ncfu.ru/catalog/ncfu
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся: http://www.ncfu.ru/elektronnye-obrazovatelnye-resursy.html
Адрес электронно-библиотечной системы: http://www.iprbookshop.ru/